2020 Лыжный поход на гору Журавлёва

3 января 2020 год

DCIM101GOPROGOPR0138.JPG

Утро второго дня похода. За стенами палатки какой-то шум.

— Даня! Сколько время?

— Половина восьмого! — отвечает сонный голос из глубин соседнего спальника.

— Надо вставать, народ уже на улице! Выход через час.

DCIM101GOPROGOPR0135.JPG

Наша палатка, изнутри покрытая толстым слоем инея, стоит у берегов истоков реки Матросовка, что в центральной части Сахалина. Сегодня второй день похода, цель которого — гора Журавлёва.

Говорят, Журавлёва с высотою 1325 метров — высшая точка Камышового хребта и вторая по высоте в Западно-Сахалинской цепи, что тянется почти на 630 км. Чуть уступает вершине Онор по высоте, но превосходит в разы по труднодоступности.

Пока Данила лежит в спальнике, я кипячу воду тут же в тамбуре палатки. Закидываю кашу в кипяток. Завтрак готов.

DSC06151

Из палатки выбираемся в начале девятого. Здесь в узкой долине ручья, ещё темно.

Пока Даня собирает палатку, иду отлить.

— Твою налево! Даня, где кольцо?!

— Я думал, ты снимал их вчера!

На поиски кольца от лыжной палки, что была использована ночью для растяжки, уходит добрых 30 минут. Безрезультатно.

Перекопав всё вокруг, отчаявшись, цепляю запасное (летнее, меньших размеров) и мы выходим из лагеря, где ещё копошится Миша. Остальные давно впереди.

GOPR0121.jpg

Сегодня 3 января 2020 года. Второй день похода. Выехав за день до из Южно-Сахалинска по раннему утру, уже в половине одиннадцатого, вчера же стартовали на лыжах по реке Матросовка. За первый день прошли 20 км, подобравшись вплотную к перевалу Смычки, что отделяет нас от горы Журавлёва. Высота лагеря 500 метров над уровнем моря.

— Ндааа…, навалило! — прошедшая в новогодние ночи, непогода заметно прибавила снега в лесу.

DCIM100GOPROGOPR7632.JPG

В этот раз нас девять человек. Вставая по утрам на лыжню после такого количества прошедшего народа, идти очень легко.

Неожиданно за шиворот опрокидывается изрядное количества снега, упавшего с ветвистой ёлки, коих здесь великое множество.

DSC06087.jpg

Пока бреду, мысли одолевают утренние. И на черта хожу в горы? К сорока начинаешь над многими вещами размышлять.

— Может для рекордов? Ну там на социальных ярмарках тщеславия написать, дескать хер у меня большой и побывал мой хер, брызжущий тестостероном, в очередном вот приключении! Смотрите все!

Нет, старый я уже для рекордов. Вишь, второй день уже топаю по чужой лыжне!

Тем временем начинается горный рельеф, речка быстро сужается, идёт резкий набор высоты. Нужно взобраться на перевал, откулева далее упасть в речку Смычки, где можно будет начинать подъём на Журавлёва.

DSC05973

Впереди маячит задница Вити. Есть две задницы, которые я всегда рад видеть. Это Ленкина и Виктора. Ленка в походы не ходит, она больше дома сидит, а вот Виктор ходит регулярно. И если впереди маячит Витин зад, значит беспокоится не о чем. Тебе лишь остаётся топать за ним вслед!

DSC06078

В этот раз Вите помогают Синакин Серёга и Самофалов Андрей. Если вычесть мои честных 500 метров тропёжки за три дня, да 45 метров от Емича, то можно смело сказать, что лыжню до самой вершины пробили эти три подозрительных субъекта, больше смахивающих на роботов, чем на людей нормальных. Иметь таких парней в команде, дорогого стоит. И тем ценнее моё уважение к ним.

GOPR0120 копия.jpg

Подбираюсь к перевалу. Мелкая крупа сыплет сверху. И ноги уже как отогрелись в промёрзших за ночь лыжных ботинках, а мысли всё те же.

Всё-таки, зачем хожу в горы? — Может всё это, от не хер делать?

Вот это вполне себе возможно. Человек я со свободным графиком. Сходить на Журавлёва в среду или субботу, в январе или мае для меня всё одно. Когда собирается команда, тогда и иду. Но что-то вновь подсказывает, что дело не в этом и я продолжаю путь наверх, по пути обгоняя Данилу и Емича, кой словно косолапый медведь не идёт, а топает в своём сплитборде.

GOPR0125.jpg

Спешим дальше. Забираюсь на перевал, какой является частью Поронайской цепи гор. На запад вдалеке в белой пелене висит Камышовый хребет.

DSC06170.jpg

Четверо позади, впереди Андрюха, Витя, Серёга и Олег. С перевала предстоит спуск, откуда уже должен начаться финальный подъём на Журавлёва. Через 10 минут утыкаюсь в лесное собрание, которое надо думать уже закончилось.

— Вниз?

— Да, сюда! — крутой склон, поросший ёлками. Пока подходят остальные, Андрюха уже скрывается за поваленными в снегу огромными стволами елей.

GOPR0129.jpg

Спускаюсь. Ден, упавший пару раз впереди, отвлекает от мыслей, но я уверенно продолжаю общаться с берёзами.

DSC06090

— Может ходим в поисках чего-то нового? Возможно. Что-что, а уж кругозор походы точно расширяют. Волей-неволей захочешь найти ответы на многие вопросы. Каждое место — это история. Особенно завлекательна топонимика.

DSC06048

Кто такой этот Журавлёв?

И заметные футболисты, и легкоатлеты и герои Советского Союза и шахматисты и много кто-ещё носили фамилию Журавлёв. И даже директор Курганского автобусного завода.

Есть среди вариантов и Сергей Журавлёв. Охотник-промысловик, каюр, участник известной Североземельской экспедиции. Около тридцати лет из прожитых сорока пяти провел за полярным кругом. Да вот только не такой заметный был этот Журавлёв и жил он далековато от острова.

Опыт подсказывает, что если нет в вариантах путешественников, географов, геологов или исследователей Дальнего Востока, то, надо быть, за этой вершиной стоит один из героев Советского союза, человек военный. Разные мысли.

DCIM101GOPROGOPR0128.JPG

Крутой спуск, где все спускаются лесенкой, приводит в узкий ручей. Это ручей Смычки, разделяющий два хребта. Гора, всё с тем же названием Смычки, виднеется справа.

DCIM101GOPROGOPR0133.JPG

С таким трудом набранные пять сотен метров с утра, приходится скидывать и мы наново приземляемся с 950 на 600. Узкий каньон приводит на небольшую поляну под горой.

DCIM100GOPROGOPR7616.JPG

Время 12 часов дня. Решаем здесь поставить лагерь и отсель уже налегке штурмовать Журавлёва.

По лагерю разносится — ВРЕМЯ ЖРАТЬ!!!! Средь деревьев вырастают палатки, дымятся горелки. Ближе к часу с набитыми животами встаём на лыжню.

IMG_20200103_144146 копия

Петляя по ручью, выходим на левый приток, который ведёт к вершине. Предстоит набрать ещё добрых 700 метров и успеть до темноты. Трое всё также тропят впереди, я же уверенно подгоняемый обеденным супом и холодным чаем ползу пятым, вслед за Олегом.

Гора несколько раз появляется меж соседних вершин. Через два часа выползаю на плечо. Здесь уже лежит твёрдый фирн. Слабый ветер 4-5 метров в секунду дует с запада. Оглядываюсь на север, гора Комсомольская виднеется в трёх километрах отсюда.

От хребта веет адреналином. Может за ним и ходим? Ищем риск наруже зоны комфорта? К сожалению, перегар риска перестал я чувствовать уже лет пять назад. Окружающая походная действительность воспринимается мозгом как обыденность. Приходится искусственно увеличивать продолжительность маршрута, чтобы к концу недели уловить те запахи и звуки природы, которые до этого ты слышал уже в первый день. Порою меня с тоскою одолевает грустная зависть к молодым, которые впервые залезают в зимний спальник или опускают свой зад на мокрую седушку каяка. Весь неизведанный остров лежит перед ними.

Соскабливаю сосульки с щетины. Оглядываюсь вниз, жадно глотая ледяную воду из фляжки, вижу как отклеиваются социальные регалии и зарождаются облака над хребтом. Здесь в горах ты растёшь и становишься выше на фоне уменьшающейся в тебе всё той же ярмарки. Порою здесь ты находишь силы расставить приоритеты: что надо считать важным, а на что можно и нужно «положить».

Начинаю подмерзать, надо двигаться. А это что? Следы трёх пар ног ведут куда-то в сторону. Интересно! Они чего тут лыжи снимали? А зачем? Может в туалет ходили? Все вместе разом, что-ли?

DSC06166.jpg

Продолжаю идти по гребню. Камуса уверенно держат на подъёме. Четверо на лыжах маячат впереди, порою скрываясь в тумане.

DSC06177.jpg

Воздух наполнен запахами гор и мороза.

— А может для здоровья я сюда хожу? — машу головою в такт западного ветра. — Однако, обгорелые лица, болящие ноги, руки, помороженные пальцы, стопы в мозолях, перегруженные плечи и колени — не думаю, что придают здоровья принадлежащему мне телу. Точно закаляют, но здоровья можно набраться и не в пример ближе. Вот что точно здесь можно восполнить — так это энергию и интерес к вещам, что уже опостылели в городе.

DSC06171

Минут 20 уходит на подъём по твёрдому насту. А вот и вершина! Высшая точка Камышового хребта! Здесь немного дует, как и положено для таких мест.

— Вершина! А где тригопункт?

— Нету. Может завалился и лежит под снегом?!

Спасаясь от ветра, все натягивают пуховки. Синакин Серёга с покрытым инеем лицом, всегда вызывает чувство сострадания. Когда смотрю на него, мне становится холодно. Вот и сейчас то же самое.

DSC06185

Но не думайте, что первое впечатление верное. За этим парнем (Синакин Серёга) скрывается Сахалинский орлан, который первым взошёл на все девять вершин Сахалина из того самого «списка».

DCIM100GOPROGOPR7650.JPG

— Олени! Смотри, Олени!!! — раздаётся крик.

Поистине, на юге сквозь снежную завесь можно различить трёх животных, идущих по хребту. Так вот чьи следы я видел на плече! Сей не ребята снимали лыжи, это олени незадолго до нас прошли здесь.

Сколько живу на Сахалине, в живую в лесу вижу этих парнокопытных впервые.

DCIM100GOPROGOPR7656.JPG

Сидя на рюкзаках ждём остальных.

Лёгкие наполняются чистейшим горным эфиром. Кто-то говорит, о походах, как о очищении организма четырьмя стихиями. Земля, вода, воздух, огонь.

В походе все эти силы существуют. Омовение в горных реках сравнивают с очищением организма водой. Два раза я проваливался вчера в реку Матросовка, отчего мой камус так чертовски плохо едет. В эти моменты больше слышны маты, чем благодарность природе. Вечерние посиделки у костра очищают огнем, а ежедневное пребывание в лесу на природе под открытым небом очищает землей и воздухом.

И всё было за эти два дня. Получается, как будто и организм очистил, только вот обеденный суп до сих пор булькает в утробе.

145646

— Чего же так холодно?! Давайте сфотографируемся!

Делаем коллективное фото (в неполном составе) и устремляемся вниз. Начало пятого. До темноты ещё полтора часа.

С горы скатываемся стремительно. Большинство скидывают камуса и едут вниз по некатанным кулуарам.

Уже в сумерках подхожу к лагерю. Готовлю ужин. Андрюха с Серёгой разводят костёр, а у главного фокусника ожиданно в руках появляются Егерместер и бутылочка 12-ти летнего Чиваса.

Вершина пустила нас. Теперь можно и отдохнуть. Завтра обратный путь в Матросово, длиною в 27 километров.

Хорошее путешествие. А ведь говорят, если путешествие – это жизнь, то выходит, что путешествующий, живет дважды… Может для этого и ходим в горы?

IMG_20200103_193605.jpg

ЭПИЛОГ

Чуть менее трёх дней (с учётом заброски и эвакуации из Матросово) нам понадобилось что-бы сходить на высшую точку Камышового Хребта — гору Журавлёва. Там, в районе Журавлёва ещё много гор нехоженых: Чёрная, Смычки, Комсомольская, Возвращения, Победы. Как и Журавлёва, все они скрыты от глаз сторонних горами Ледяная и Матросовская и труднодоступны из-за стоящей на пути Поронайской цепи гор…

ВИДЕО продолжительность 2:39

8 thoughts on “2020 Лыжный поход на гору Журавлёва

  1. И всего-то я один раз завалился, просто в провалился в снежный мешок на спуске ???

  2. В 80-десятых ходили на гору Возвращения со спуском к Тельновским горячим источникам. Спасибо, напомнили. А вы конечно молодцы!

Добавить комментарий